Незаметная дива Ана Мария Мартинес сияет в фильме "Мадам Баттерфляй"

  • 10-11-2020
  • комментариев

Мадам Баттерфляй. Фото: Кен Ховард

Одна из малоизвестных достопримечательностей оперы - это обращение к азартным играм. Как и в казино, в оперном театре вы кладете небольшое состояние и надеетесь на лучшее. То, что кажется очевидным - например, недавний гала-концерт Манон Леско в Метрополитен-опера - может привести к полному провалу. Но длинный план - например, возрождение «Мадам Баттерфляй», в котором никто не играет в главной роли, может оказаться не только победителем, но и одним из самых приятных вечеров в Met в этом сезоне.

Уловка, конечно же, в том, кто такой «никто в частности». Певица главной роли в «Баттерфляй», Ана Мария Мартинес, «никто», только в Метрополитене, и этот статус вполне может измениться из-за ее заниженной, но душераздирающей роли трагической героини Пуччини. Что еще больше увеличивало шансы, так это то, что г-жа Мартинес была даже не первым сопрано, сыгранным на роль Баттерфляй в этом возрождении. Неинтересным первым выбором стала дива-ветеран Патрисия Рашетт, которая прошлым летом решила «исключить» оперу из своего репертуара. Ее место должен был занять еще более ветеран Хей-Кён Хон, который, в свою очередь, две недели назад заболел.

Метрополитен обратился к г-же Мартинес, чье скудное резюме в компании до сих пор включало лишь несколько выступлений Кармен и Богемы в 2005 и 2015 годах соответственно. Триумф в пятницу вечером вполне может оставить менеджмент Метрополитена в недоумении, как он позволил такому драгоценному камню ускользнуть из рук. Она пела музыку чутко и уравновешенно, никогда не заставляя свой тонкий инструмент. В роли, которая соблазняет многих сопрано попытаться применить преувеличенные эффекты - например, певучий голос в первом акте, указывающий на статус Бабочки-невесты - она всегда оставалась верной своему естественному тембру.

В этом естественно темном, сложном звуке г-жа Мартинес совершила множество захватывающих виртуозных подвигов, как, например, во вступлении Butterfly, когда она взлетела под тонкую пианиссимо высокого ре-бемоль. Большинство поясов сопрано, которые отмечают или просто опускают его; Мисс Мартинес нашептала выражение явного очарования.

Что больше всего впечатлило, так это безупречный характер ее пения. Не было никакого смысла «вот идет большая ария» или «сейчас, спев большую арию, я собираюсь немного расслабиться», которые вы получаете во многих выступлениях. Знаменитое соло во втором акте «Un bel di vedremo» началось так тонко, что застало его врасплох, и даже после последней ноты, твердой и яркой высокой си-бемоль, она продолжала разыгрывать экстатическое чувство решимости персонажа. постепенно «возвращаясь на землю», когда она медленно вышла из комнаты и закрыла за собой экран.

Мадам Баттерфляй. Фото: Кен Ховард

Визуально эта бабочка тоже была настоящей сокровищницей. Г-жа Мартинес движется с легкой, уверенной грацией и выбирает жесты наиболее экономно, как и положено персонажу - японской женщине благородного происхождения. Она была настолько величественной, что, когда в изысканной постановке Энтони Мингеллы требовался жестокий момент - например, когда убитая горем Бабочка швыряла чайный поднос через комнату - это движение казалось таким же шокирующим, как акт убийства.

Восприятие сопрано было настолько отличительным, что оно обнажило тревогу консервативных поклонников оперы, что концептуальные постановки «Реги» вынуждают исполнителей придерживаться строгой формы и подавлять индивидуальность. То, что дала г-жа Мартинес, было ее собственной «Бабочкой», сфокусированной через призму стилизованного видения Мингеллы, одновременно информативной и совершенно уникальной.

Усиление господства сопрано в опере было посредственным подбором других ролей. Роберто Де Биазио, идеальная реклама Пинкертона с ошейником-стрелой, всю ночь боролся с приглушенным тенором. Артур Ручински внес большой, здоровый баритон в качестве утешающего Шарплесса, но, похоже, драматически не связался. «Надежность» Меццо Марии Зифчак как верной горничной Сузуки теперь, после десятков выступлений, настолько ускользнула от рутины, что, возможно, ей пора последовать примеру мисс Рэсетт.

Если бы г-жа Мартинес выглядела темной лошадкой, как Баттерфляй, участие дирижера Карела Марка Чичона могло означать, что пари «нет», поскольку его присутствие в Метрополитене можно было легко интерпретировать как акт кумовства. (Его жена - суперзвезда меццо-сопрано Элина Гаранча.) Но дебют г-на Чичона продемонстрировал, что он сам по себе очень хороший артист, способный уловить тонкую импрессионистическую окраску тона огромного оркестра Мет. «Мадам Баттерфляй» - одна из самых популярных опер в мире, но сама она не играет; требуется такой проницательный маэстро, как мистер Чичон, чтобы представить эту партитуру в лучшем виде.

Боевой конь Пуччини настолько великолепно изготовлен, что из-за него почти все другие оперы кажутся неуклюжими, поэтому на самом деле нечестно сравнивать Гроб Рики Иана Гордона в Египте, за исключением того, что он звучит более неуклюже, чем большинство других опер. Эта адаптация малоизвестной пьесы Хортона Фута о вопящей 90-летней вдове опирается на музыкальные инструменты, почти такие же древние, как и ее героиня, в основном на переданные мне гармонии от Аарона Копленда, чтобы вызвать широко открытые прерии, окружающие дом старушки в заводь Египет, Техас.

Работа - 80 минут, что на добрые четверть часа длиннее - была бы незначительной без легендарного меццо Фредерики фон Штаде, которая сыграла главную роль в Хьюстонской Гранд Опера в 2014 году и повторила ее в прошлый четверг в рамках серии американских песенников Линкольн-центра. Хотя ее темперамент неверен в этой роли - в теле г-жи фон Штаде нет надменной или капризной кости - она сохраняет в свои 70 лет твердость и гибкость голоса, которым могут позавидовать художники, которым может позавидовать поколение моложе.

Наиболее ярко она проявила себя в арии, близкой к началу произведения, в котором старая дама вспоминает, как ехала на лошади по поместью своего никчемного мужа, упиваясь видом полевых цветов. Она видит голубые шляпки, лютики и «индейские одеяла», и благодаря крошечным вариациям вокальной окраски г-жа фон Штаде заставляет каждый цветок казаться таким уникальным и мгновенным, что вы почти можете его коснуться.

Мистер Гордон проделал гораздо лучшую работу, чем раньше, особенно в его великолепно причудливых концертных песнях. Но с г-жой фон Стаде, поющей его, даже такая ветхая пьеса, как Гроб в Египте, сорвала джекпот.

комментариев

Добавить комментарий