«Чистый Бали» от BAM: Опера Эвана Зипорина ждет спасения от сенсорной перегрузки

  • 24-12-2020
  • комментариев

Макфи, умерший в 1964 году, является одновременно образцом и поучительной историей для артистов, заинтересованных в встрече с мюзиклом «другой». После двух длительных поездок на Бали он уехал навсегда при двусмысленных обстоятельствах; он, кажется, испугался призраков и подвергся преследованию со стороны полиции. Когда он вернулся в Соединенные Штаты, там не было академических или музыкальных ресурсов - этно-музыковедческих факультетов, американских оркестров гамелана - чтобы выразить, как он хотел, смесь балийской и западной музыки, и в итоге он не писал много музыки. вообще за последние два десятилетия его жизни. Г-н Зипорин хорошо выразился в эссе для интернет-журнала New Music Box в прошлом году: «Даже те из нас, кто у него в долгу, не хотят в конечном итоге жить его жизнью».

Но на самом деле это так. Жизнь Макфи больше всего интересовала мистера Зипорина, когда он пришел писать свою оперу. «Я хотел рассказать историю моего собственного художественного предка, - писал он, - представив мое понимание его настолько полно, насколько я мог: его достижения, его неудачи, его сильные стороны и его очень человеческие слабости». Как эксперимент межкультурного обмена у оперы много сильных сторон. Он ошибочен как рассказ или даже как исследование персонажей.

Музыка, которую г-н Зипорин сочинил для оркестра в БАМе, состоящего из участников новой музыки, стойкой группы Bang on a Can All-Stars и Gamelan Salukat соблазнительны, джазовые линии западной музыки хорошо сочетаются с мерцающим металлическим гамеланом. Западная и балийская группы играют друг с другом по мере развития оперы, объединяясь и разваливаясь таким образом, чтобы заключить в себе заманчивые, амбивалентные отношения между двумя стилями.

Но общий эффект оперы любопытен. мягкий и робкий. Мне было трудно вообразить реакцию на выступление БАМа, которая приблизилась бы к собственному прозрению г-на Зипорина, когда он впервые услышал музыку гамелан 30 лет назад. В то время как инструментальные комбинации часто вдохновляют, вокальное письмо в основном носит общий характер. В этом эссе New Music Box г-н Зипорин написал: «[B] До этой пьесы мне никогда не было особенно комфортно писать для оперного голоса», и его неуверенность показывает. Певцы хороши, особенно Тимур Бекбосунов в роли Уолтера Спайса, но их роли бесхарактерны и очень похожи друг на друга.

Опера разворачивается в восьми сценах на либретто, основанное в основном на отрывках из книги Макфи, а также а также работы двух его западных друзей на Бали, антрополога Маргарет Мид и художника Уолтера Спайса. Есть «события» - туземцы строят дом Макфи, он встречает молодого балийского мальчика и влюбляется в него, - но настроение больше задумчивое, чем сюжетное. «Мириады историй начинаются одинаково / Вступление к игре с тенями закончено» - типичная фраза. Либретто колеблется между воздушной поэтикой и плоской прозой, и ни в том, ни в другом случае оно не раскрывает полностью личность Макфи; второстепенные персонажи, в частности Мид, остаются зашифрованными.

Тонкости характеристик и отсутствию различий между ними не помогло постановка Джея Шейба, которая предпочитала зрелищность новых медиа. психологический нюанс. «Дом БАМа» на Бали был объявлен «мультимедийной оперой», и, конечно же, это было преднамеренное воспроизведение сенсорной перегрузки. Повсюду были видеокамеры, которые транслировались в прямом эфире на большие экраны. Иногда это был образ происходящего прямо перед публикой, но иногда это позволяло заглянуть в закрытые комнаты. Это вуайеризм, доставляющий нам те же острые ощущения, которые мы можем получить, скажем, от вглядывания в балийскую культуру. (Понятно?)

Певцам было приказано знать о камерах и выступать для них, и эффект был очень похож на YouTube / MySpace, отфильтрованный через десятилетние театральные инновации Wooster Group . Он прекрасно подошел к двусмысленному столкновению культур примерно в 2010 году: житель Запада и экзотический «другой» постоянно выступают, как друг для друга, так и для себя, и понимание себя каждым приходит через средства массовой информации. Но на практическом уровне непрерывное видео утомляло, как и вопиющее чрезмерное усиление, и мешало различить сюжет оперы или почувствовать близость к персонажам. Как и в случае с социальными сетями, чем ближе мы подходили, тем неопределеннее становились люди. Это могло быть отличным моментом для курсовой работы, но это казалось неуместным в этой постановке, учитывая примат персонажей в концепции произведения мистера Зипорина.

В постановке были моменты, вызывающие воспоминания, например, когда молодые мужчины-члены Гамелана Салуката грабили на камеру, пока они добавляли сайдинг к пустой комнате, чтобы создать дом Макфи. Но большая частьнаправление было неясным. Если бы не синопсис и либретто BAM, представленные в программе, я бы и не догадался, что происходило на протяжении большей части второго акта, в котором основное внимание уделяется отношениям Макфи в стиле «Смерть в Венеции» (в исполнении Питера Танцица) и мальчик Сампих. (Жена Макфи поехала с ним на Бали, но, как ни странно, никогда не упоминается ни в книге, ни в опере, и, похоже, частью решения композитора уехать в 1938 году было подавление голландским колониальным правительством гомосексуального поведения.) вся сцена, согласно синопсису, подробно описывающая, как Сампих получает уроки танцев, но я не припоминаю, чтобы на сцене происходило что-либо подобное.

То, что происходило на сцене, будет знакомо любому, кто был на БАМе в последние несколько лет: эстетика тщательно подобранной беспорядка, бесхитростный декор мотеля, лампы дневного света. Сходство этой постановки со многими другими раздражает даже больше, чем сама постановка. Колин Макфи - очаровательный персонаж, и где-то здесь есть настоящая опера. Надеюсь, в какой-то момент его история получит заслуженное признание.

zwoolfe@observer.com

комментариев

Добавить комментарий