"Мария Каллас" показывает нисходящую спираль одной из величайших оперных див
Абсолютная дива Мария Каллас в редкий момент покоя. © Fonds de Dotation
Как правило, гениев неправильно понимают, даже поносят. Этот феномен был определенно характерен для сопрано Марии Каллас, чья сверхновая карьера - всего лишь десятилетие на международном уровне - теперь почитается как символ самых великолепных возможностей, присущих оперному искусству.
Однако еще в период своего расцвета, в 1950-х и начале 1960-х годов, Каллас достигла статуса известной не столько как артистка, сколько как карикатура, сначала как чудовищная дива, которая капризно отменяла выступления, физически нападала на импресарио и, в крайнем случае, пыталась отравить исполнителя-соперника. (Разумеется, меццо Джульетта Симионато всегда клялась, что Мария не могла знать, что бутылка кока-колы содержала инсектицид.) Позже имя Каллас всплыло в таблоидах как соблазнительница, разрушавшая брак Жаклин Онассис.
После смерти Калласа в 1977 году маятник качнулся в другую сторону, заявив, что Каллас больше грешит против, чем грешит, и именно на этой теперь знакомой теме режиссер Том Вольф основал свой документальный фильм «Мария Каллас», в котором рассказывалось о Нью-Йорке. Премьера состоится на фестивале новых фильмов Линкольн-центра в воскресенье, 30 сентября. Из этого красивого, но сентиментального фильма вырисовывается портрет художника, находящегося в упадке, в коконе оборонительной жертвы.
Подпишитесь на бюллетень Observer's Arts Newsletter
Как ни странно для фильма о греческом трагеде, качества, которые делают этот фильм таким неотразимым, также обрекают его. Вольф построил свой образ на основе редкой кинохроники, кинескопических кадров и домашних фильмов дивы. Эти материалы в основном датируются примерно 1958 годом - зенитом славы певицы, но ближе к концу ее лучших лет в качестве исполнительницы. Таким образом, сюжетная арка фокусируется на падении Каллас, но без особого понимания того, чем был ее взлет.
Есть исключения: немые отрывки из оперы «Норма» (общепризнанной как величайшая роль Каллас) 1953 и 1964 годов дают представление о ее легендарной напряженности в ярости и отчаянии. Знакомые фрагменты концертных выступлений представлены в прекрасно отреставрированном видео и особенно аудио: «Каста-дива» из Парижа в 1958 году привела в восторг киноаудиторию в Алис Талли Холл и буквально затаила дыхание.
Но из скудного доступного видеоматериала большая часть состоит из материала «Film at 11»: Каллас выходит из самолета в Париже, в Лондоне, в Нью-Йорке; Каллас пытается вести себя вежливо с агрессивными репортерами; Каллас выводит своего пуделя на прогулку.
Вольф также имеет доступ к нескольким письмам Каллас своим друзьям и коллегам, но даже здесь предвзятость относится к сентиментальным. На пике своей карьеры звезда была слишком занята, чтобы вести переписку, но позже, когда она отказалась от пения и попыталась договориться о постоянных отношениях с Аристотелем Онассисом, ей пришлось многое. времени на ее руках. Ее неуверенность в завтрашнем дне, плохое физическое здоровье и очевидная депрессия привели к тому, что она поверила, что ее преследуют и подвергают несправедливому обращению. И поэтому она излила свое недовольство на писчей бумаге.
На картинке эти письма читает меццо-сопрано Джойс ДиДонато, чье исполнение, болезненно душевное и плавное, я думаю, слегка искажает историю. Да, боль Марии была по большей части реальной, но во всех ее сообщениях, письменных или устных, всегда присутствовал намек на театральность. Она представила себя забитой бродягой, несмотря на огромные привилегии: известность, богатство, красоту и более чем достаточный талант, чтобы преуспеть в любом количестве художественных предприятий. Правда, к этому моменту она не могла петь Норму; но тогда кто может?
Таким образом, Мария Каллас становится довольно сырой, пытаясь представить последнее десятилетие жизни Каллас, попадая в ловушку наложения трагического повествования на то, что было, как и большая часть живого, случайной серией довольно приземленных событий. Даже если сама дива попыталась превратить свою жизнь в оперу, это не повод для Вольфа следовать ее примеру.
А вот один домашний фильм спасает последнюю катушку от беспорядка. Мы видим Каллас, гостя в Палм-Бич в 1976 году, в одиночестве, лежащего у бассейна. Она босиком, без макияжа, закутанная в муумуу. Густые волнистые волосы ниспадают ей на плечи, а в каштановом цвете много седины.
Как и во многих других клипах в «Марии» Каллас, она поворачивается и замечает камеру, но на этот раз не принимает позу. Она даже очков не снимает. (Она, как известно, была тщеславна в этом.) Впервые (и единственный раз, когда я видел документально) Каллас выглядит как пожилая женщина, своего рода земная мать.
Она не счастлива и не грустна, но кажется, что это единственный раз в фильме, когда она отдыхает. Или она просто устала? Этот неоднозначный образ, как мне кажется, является идеальным финалом для фильма: мы, смертные, никогда не должны знать о нашей богине все.
комментариев