Холодная ироническая опера "неудачник" парит над Бруклинской музыкальной академией

  • 06-11-2020
  • комментариев

Конрад Тао и Род Гилфри в фильме «Неудачник» на БАМе. Ричард Термин

Если проигравший концертный пианист, который является рассказчиком оперы Дэвида Лэнга, проигравший не совсем ненадежен, он определенно лукавит. Часовое произведение, мировая премьера которого состоялась вчера вечером в Бруклинской музыкальной академии, является ироническим гимном защите и уклонению.

Либретто Лэнга является адаптацией романа Томаса Бернхарда 1983 года, в котором рассказчик и его друг Вертхаймер, оба многообещающие пианисты, посещали мастер-классы Владимира Горовица в Зальцбурге. Однако их обоих затмил другой студент: Гленн Гулд, о чьей стремительной карьере рассказчик вспоминает со смесью восхищения и отвращения.

Либретто немного страдает от сжатия текста - особенно навязчивого повторения романа - в управляемое либретто, но музыкальное решение Лэнга элегантно простое. Рассказчик, баритон Род Гилфри, рассказывает свою историю in recitativo secco, наполовину спетым, наполовину говорящим стилем, который используется для продолжения сюжета между ариями классической оперы. Тщательно размещенные стаккато аккорды камерного оркестра под управлением Карины Канеллакис подчеркивают ощущение того, что то, что мы слышим, в лучшем случае является сильно отредактированной версией правды.

Лэнг также руководил пьесой, придумав смелое решение - разместить Гилфри на высокой башне в середине пустой оркестровой секции Оперного театра БАМ, которая, казалось, зависла в воздухе перед глазами публики в антресоли. Метафора почти пустого театра (типа места, где выступают неудачники) была достаточно очевидной, но Лэнг также вызвал более тонкий дискомфортный эффект, втиснув богатых первых ночей в не слишком роскошные дешевые места БАМа.

Лирический баритон Гилфри звучал четко и непринужденно в иронической скороговорке рассказчика, согреваясь до восхитительного мецца-голоса в единственной сцене открытой эмоции оперы. Лэнг расширяет короткую сцену в романе о первой встрече Гулда и рассказчика (на вершине пика, называемого Гора Самоубийц, что довольно знаменательно) в небольшой любовный дуэт. Вздох Гилфри при слове «Да» был таким же эротичным, как первый взгляд Тристана на Изольду.

Опера закончилась на весьма неоднозначной ноте. Занавес сцены открывается, показывая молодого виртуоза Конрада Тао, играющего расплывчатые аккорды, как если бы его слышали из репетиционной комнаты дальше по коридору. Рассказчик поворачивается спиной к публике, чтобы послушать, и мы задаемся вопросом: это музыка из прошлого или будущего?

Но одно можно сказать наверняка: для этого неудачника музыка никогда не бывает.

комментариев

Добавить комментарий